Категория: Рецензии

Зеленая миля (The Green Mile, 1999)

Большое спасибо Imago за проведение интересного конкурса. Так же благодарю Марину Крофт за замечательную рецензию и здоровую конкуренцию. Очень недурно вышло. С учетом того, что писала первый раз, считаю, что ты превзошла меня. Низкий тебе поклон.


 Знаете, есть такая категория фильмов, которым не нужны никакие рецензии. Даже самые хвалебные. Есть такая категория фильмов, которые человек просто обязан посмотреть за свою жизнь. Бесспорно, это великая сага «Звездный Войны» Джорджа Лукаса, «Титаник» Джеймса Кэмерона, «Новые времена» Чарльза Чаплина, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Жизнь за один день» от «Ютьюба», «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля» Фрэнка Дарабонта.


«Зеленая миля» не совсем заслуга Фрэнка. Он сыграл тут немаловажную роль, но отнюдь не ключевую. Создал сие чудо небезызвестный Стивен Кинг, по одноименной книге которого и сняли этот фильм. Порой, довольно редко, случается так, что человек не нарочно, часто по совершенной случайности, создает великое откровение. Возможно ли это как-то оценивать? Не будет ли это оскорблением? Лично я чувствую некую ответственность перед написанием данного текста.

Фильм построен как монолог Пола Эджэкомба (Том Хэнкс), который уже достиг довольно преклонного возраста и сейчас находится в доме престарелых. Пол вспоминает годы, когда он работал в тюрьме. «Зеленая миля» — блок смертников, людей, которые уже точно будут казнены на электрическом стуле. Как-то раз в тюрьму привозят Джона Коффи (Майкл Кларк Дункан), негра поистине внушительных размеров. Его осудили за убийство двух маленьких девочек. – «Твое имя Джон Коффи?» – «Да, босс. Как напиток, только пишется по-другому» – совсем по-детски отвечает осужденный со слезами на глазах и протягивает свою огромную руку Полу Энджэкомбу. И уже в момент рукопожатия надзирателю становится ясно, что что-то с этим дело не чисто. Все совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. В ходе сюжета надзирателям «Зеленой мили» предстоит выяснить, что же на самом деле произошло. Но и рутинную работу никто не отменял. Нам покажут последние дни жизни людей и, порой, людей вовсе не плохих. Напротив, на свободе имеются люди куда страшнее… Мы лично будет присутствовать при нескольких казнях. Будем знакомиться с героями, привязываться к ним… И смотреть как они умирают. Вообще, сюжет пересказывать глупо. Слишком уж он объемен. Хронометраж фильма составляет 189 минут. И здесь нет пустых кадров. Постоянно что-то происходит. Несколько сюжетных линий, сплетающихся в одну это уже давным-давно не открытие. Но здесь все эти линии основные, побочных нет. Настоящая, целая, захватывающая история заслуга, конечно, Стивена Кинга, не Фрэнка Дарабонта. Сюжета «Зеленой мили» вполне хватило бы на два британских фильма и четыре, а то и пять, голливудских. Я серьезно. Без преувеличений.
С первых же секунд становится ясно, атмосфера здесь по-настоящему давящая. Она сжимает каждую клетку твоего тела в тисках. Заставляет смотреть до конца. Не дает отвлечься ни на секунду. Весь фильм вы будете сидеть в постоянном напряжении. Хотя, иногда обстановку разряжают, конечно же. Так сказать, дают отдохнуть. В один прекрасный момент добавиться еще одно действующее лицо. Это мышь. Маленькая, обаятельная и чертовски умная мышь, которая способна задать жару надзирателям. Она растопит сердце любого, даже самого черствого, зрителя. Заставит расплыться в улыбке и умиляться ею. Но у мыши не какая-то второсортная роль, а самая что ни на есть, основная. С помощью нее нам покажут, что человек, находящийся в нескольких шагах от смерти, начинает радоваться всему. Когда понимаешь это, умиление сменяется печалью. А этот милый большой ребенок Джон Коффи, который не боится казни, но боится засыпать в темноте… Сколько раз он чуть было не вызвал слезы на глазах. Фрэн Дарабонт очень умело играет на чувствах зрителя. Он не дает успокоиться одной эмоции, как сразу же вызывает другую, часто совершенно противоположную. Сколько ненависти и отвращения вызовет Перси, надзиратель-садист. Сколько радости вызовет момент, когда Коффи оказывается под открытым небом и с детской улыбкой рассматривает звезды на небесах. Сколько печали вызовет вторая казнь… Вторая казнь один из сильнейших моментов фильма… Казнить будут преступника, приютившего и полюбившего милого мышонка. Начинается гроза. С каждым ударом грома невольно пробегают мурашки по всему телу. Вот его ведут и пристегивают к электрическому стулу. Тебя всего передергивает. Казнь. Непонимание. Отвращение. Злость. Вопросы о том, какого черта такие ублюдки вообще рождаются… Этот контраст в купе с потрясающим сюжетом не даст заскучать и три часа пролетят как один.
В какой-то момент становится жаль и надзирателя. Невозможно понять какого приходится человеку, который постоянно окружен смертью. Как он держится? Какой силой он должен обладать? А последняя казнь, когда уходит Джон Коффи, который уже стал так близок зрителю, надолго застревает в голове. Ты вспоминаешь как бешено билось твое сердце, когда его вели по миле. Ты вспоминаешь призрачную надежду, когда его пристегивают к стулу. Ты вспоминаешь искреннее сожаление, когда все заканчивается… Вспоминаешь как старательно пытался удержать слезы…

Итог. Возможно ли оценить объективно этот фильм? Возможно ли написать полноценную рецензию о нем? Думаю, нет. Слишком много эмоций. Слишком много моментов. Слишком талантливо снято это кино. Слишком…

Моя оценка — 9,5 из 10. Но только из-за того, что кино не создано с нуля. Здесь нет никаких изъянов. А именно с целью найти их, я сел за очередной просмотр этого фильма. Он идеален. Нет, он не идеален… Он – шедевр и обязателен к просмотру.

– «Твое имя Джон Коффи?» – «Да, босс. Как напиток, только пишется по-другому» — эти слова еще надолго засядут в вашей памяти, уверяю вас. «Я действительно устал от боли, которую слышу и чувствую, босс. Я устал от того, что постоянно куда — то иду, одинокий, всеми покинутый. У меня никогда не было друга, который составил бы мне компанию, сказал, куда мы идём и зачем. Я устал от людей, которые так ненавидят друг друга. Их мысли режут, как осколки стекла. Я устал от того, что часто хотел помочь и не мог. Я устал от тьмы, которая окружает меня. Но больше всего устал от боли. Её слишком много.»

Монолог Джона Коффи («Зеленая миля») © Стивен Кинг  


Gabriel Yared — Cheek to cheek (Fred Astaire)

 

Обсудить у себя 12
Комментарии (7)

неплохой фильм.правда смотрела совсем давно.

Это один из лучших фильмов и одна из лучших книг, что я читала.

Шикарный фильм.
«Все, что было на миле, остается на миле — это закон»(с) 

А меня не впечатлил. Наибольшие чувства вызвал «Побег из Шоушенка», а этот фильм просматривала только из-за мышонка, Перси (да, как ни странно, мне понравилась подача этого персонажа), и из-за первой и последней сцены, с уже старыми персонажами. Слезы вызвал старый мышонок, а не казнь негра, это странно, я не такая уж черствая...)

Хорошее кино. Одно из самых любимых, из тех что запоминаются надолго.

мне все по Кингу нравится.

зелёная миля… смотрела очень давно… очень… но впечатлений хватило, пожалуй на всю жизнь… отличный фильм!!!

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: