Жизнь прекрасна (50/50, 2011)
Порой теория вероятности сводится к простому – либо да, либо нет. И третьего в этом случае не дано. Так каково же жить, зная, что скоро ты либо умрешь, либо тебе сильно повезет, но при этом, еще и ясно понимать то, что твоя жизнь слишком жалкая и терять совершенно нечего? Так просто на этот вопрос не ответить. Но Адаму, главному герою фильма, все же предстоит в этом разобраться.
Снято уже довольно большое количество фильмов про рак и у них всех есть одна общая черта – главный герой к чему-то стремится. Увидеть море, например, или попробовать все то, что еще не пробовал. Но «50/50», в этом плане, фильм уникальный. Адам просто принимает это как должное и продолжает жить точно так, как и жил до этого, только с небольшой поправкой на то, что скоро ему предстоит умереть. Друзья, девушка, родители, знакомые шокированы новостью о раке. Кто-то уже хоронит Адама заранее, кто-то пользуется этим, чтобы завалить незнакомую девушку в постель, кто-то совершенно внезапно предает. В этом случае мы видим истинные лица людей, которые до этого тщательного маскировались. Но сам главный герой просто продолжает жить дальше, как ни в чем не бывало. Каждый пытается ему посочувствовать и утешить, но проблема в том, что ему совершенно не нужно этого. В больнице Адаму назначают химиотерапию и приемы у психолога. На сеансах химиотерапии он знакомится с двумя стариками, которые тоже больны, но, кажется, что они гораздо счастливей тех, кто здоров. Ведь здоровые не могут оценить и радоваться простым, обыденным вещам. А для больных раком, возможно, выкурить косячок травки и отвлеченно поболтать, последнее, что они смогут сделать в этой жизни. Поэтому они наслаждаются каждой секундой… Психолог Адаму тоже ни к чему. Он не чувствует себя подавленным и выходит так, что не психолог помогает ему, а он психологу. Получается так, что Адам учит психолога, которая, к слову, еще только проходит практику, лучше понимать людей. Учит лучше подлавливать момент, когда нужно прикоснуться к пациенту, учит тому, в какой момент нужно выразить свою поддержку. И со временем они становятся довольно близкими друзьями. И это удивительно. Ведь психолог понимает, что, возможно, её новый друг может умереть в любой момент и все равно решается пойти на сближение.
Так же у Адама есть лучший друг и девушка. Лучшего друга играет забавный толстячок Сет Роген, который обычно снимается только в комедиях. К слову, ненавижу это сочетание в графе «жанр» — драма, комедия. Либо смеяться, либо грустить, а иначе ни рыба ни мясо. Но тут все идеально вписывается в общую картину, и комику удается сделать атмосферу довольно уникальной. Роген не дает погрузиться в меланхоличное состояние, временами разбавляя хронометраж уместными и легкими шутками. А уместно шутить – это редкость, тем более, что юмор не сортирный… Девушка Адама, казалось бы, любит нашего героя, но выясняется, что он нужен был ей только как поддержка, ведь она довольно паршивый художник, картины которой ценит только Адам и когда ему потребовалась поддержка, художница сразу же ему изменяет. И, наверное, это к лучшему. Вообще, рак не так уж и плох, как выясняется. Выходит так, что это лучшее, что случилось в жизни Адама. Наконец, он может увидеть истинные лица окружающих его людей. В общем, сюжет трудно оценить. С одной стороны он довольно банален и обыгрываются ситуации, которые мы уже видели в сотнях других фильмов. Но тут обыгрываются они как-то совершенно по-особому. С каким-то шармом. Есть неуловимая изюминка, которая делает банальный сюжет захватывающим и интересным. Тут нет ничего фантастического, все приземлено до максимума, что создает впечатление реальности происходящих событий. Кажется, так и должно быть на самом деле в подобной ситуации.
Еще хочется отметить шикарные саундтреки. И дело не только в том, что песни подобраны отличные, но и в том, что используются они в нужный момент. С точностью, измеряемой в миллисекундах, музыкальное сопровождение включается и подчеркивает настроение. Дает прочувствовать переживания героев в моменты отчаяния и дает порадоваться в моменты веселья. Так же тут довольно неплохой актерский состав. Все молодцы. Все талантливы. Все отыгрывают на 100%. А вот операторская работа хромает. Слишком все по-обычному. Нет ни одного интересного ракурса. Ни одного врезающегося в память кадра. И это не есть хорошо и несколько рушит атмосферность, которая благодаря остальным факторам могла бы быть чертовски глубокой. Еще есть претензии к концовке, которая будто бы вырвана совершенно из другого фильма и неумело вставлена в этот. Образно выражаясь, её будто налепили тут на скотч. Весь фильм нас плавно подводят к неумолимо приближающемуся итогу, готовят набить зрителя по щеками и воскликнуть – «Это реальность, сынок, а чего, собственно, ты ожидал?». Но на деле вышло так, что концовка получилась слишком сказочной в этом, пропитанном реализмом, фильме.
Итог. Фильм, который не получится проглотить просто так. Который заставит поразмышлять о некоторых вещах и кое-что вовсе переосмыслить. Но слишком многообещающее начало подчистую стирается слишком предсказуемым штамповым финалом.
Моя оценка – 8,5. (Я старался оценивать объективно и понимаю, что оценка должна быть на пару баллов ниже. Но тут, есть что-то непонятное, что-то неуловимое, что-то, что заставляет полюбить этот фильм. Какая-то непривычная штучка, которая выбивается из формулы стандартного кино и которую невозможно описать словами.)
P.S. Никогда не понимал и, наверное, никогда не пойму чем руководствуются русские прокатчики, когда переводят названия фильмов.
"- Классная песня?
— Да, классная.
— У меня рак!"©
Я так давно смотрю на постер к фильму и никак. Теперь точно буду)
И Radiohead. люблю их слушать.