Категория: Рецензии

Персонаж (Stranger Than Fiction)/Официант (Ober)

В 2006-ом году вышло два фильма с одной и той же идеей, но с совершенно разными подходами к реализации. Голливудский «Персонаж» Марка Форстера и Бельгийско-Нидерландский «Официант» Алекса Ван Вармердама.


 Сюжет «Персонажа» повествует о Гарольде Крике. У него обычная скучная жизнь клерка. Его дни ничем не отличаются друг от друга и Гарольд планирует все с точностью до секунды, пока в один, казалось бы, точно такой же день, как и все остальные, он не начинает слышать женский голос, описывающий все происходящее в жизни Крика. Голос в мельчайших деталях рассказывает о всех действиях Гарольда и озвучивает его мысли. Но наш герой вовсе не сумасшедший. Просто он герой романа известной писательницы. «Но он не догадывается, что вскоре умрет» — однажды слышит Крик и решает докопаться до истины. Знакомится с литературоведом и уже вместе они пытаются выяснить, героем какого романа является Гарольд, в надежде убедить автора изменить финал…
«Официант» рассказывает о жизни Эдгара. Он неудачник и слабак. Его жизнь так же скучна, как и жизнь Гарольда Крика, но в отличие от героя первого фильма, Эдгар знает, что он герой романа. Автор этого самого романа пишет драму и постоянно мучает своего героя, в ответ на что, герой наглым образом вламывается в квартиру писателя с постоянными мольбами о том, чтобы сюжет был переписан.
 В сюжете «Персонажа» чувствуется мастерство написания. Здесь все продумано до последней детали, выдерживается интрига и на каждый вопрос зрителя со временем находится ответ. Местами добренький и наивный, местами забавный, местами печальный и с Голливудским хэппи-эндом.
А вот когда смотришь «Официанта» поначалу восхищаешься необычным сюжетом, пестрящим хорошо прописанными героями, но вскоре выясняется, что в сюжете полно совершенно неуместных моментов, которые нам объяснет в духе «потому что автор так решил». Ни логики, ни интриги, конечно, нет никакой. Если «Персонаж» заставляет проявить интерес к развитию сюжета, то «Официант» хочется смотреть только из-за героев, здесь хорошо сняты начало и финал. То, что посередине можно смело вычеркнуть.

Официант

В игре актеров фильма «Персонаж» явно виден Голливудский почерк. Да, играют хорошо. Но, тут нет совершенно никакой изюминки, которыми изобилует «Официант», и в котором чувствуются переживания героев. Их неозвученные мысли угадываются по поведению и мимике. Здесь полно второстепенных персонажей, которые, кажется, даже интереснее главных героев. Как обыгран персонаж Вдохновение или же Муза, достойно отдельной похвалы. За героями интересно наблюдать и следить за их изменениями. В «Персонаже» же все обыденно. Игра на уровне тысяч других фильмов. Из актеров могу похвалить лишь Эмму Томпсон, играющую писательницу, ей единственной удалось полностью раскрыть своего героя.

Персонаж

Вот с атмосферной все сложнее. На стороне «Персонажа» отличный монтаж с режиссерскими находками. Например, ненавязчивая визуализация мыслей главного героя, когда, допустим, он считает что-нибудь в уме, то рядом появляется умножение столбиком. Смотрится интересно, но совершенно не погружает в атмосферу. Знаете, есть такая особенность у Голливудских фильмов: в плане погружения зрителя внутрь кинокартины они полное дерьмо.
А вот в «Официанте» все как-то непонятно. Ни рыба, ни мясо. То берутся интересные ракурсы и  показываются такие сцены, что начинаешь чувствовать, как же угнетен главный герой, то начинается черти что… Совершенно глупые кадры и ракурсы, моментально выбрасывающие из реальности фильма. Порой, хочется вообще прекратить смотреть. Но все же, благодаря харизматичности актеров, тебя удерживает возле экрана и дают лицезреть довольно смелые сцены, которые в Голливудском кино не увидеть никогда. Но опять же после этого следует череда абсурда и снова желание прекратить смотреть.

Официант

Итог. В правом углу ринга «Персонаж» с интересной историей, за которой правда хочется следить, замечательным саундтреком и монтажом, способными доставить немалое удовольствие от просмотра. В левом углу ринга «Официант» с харизматичными и хорошо прописанными персонажами, но сюжет которого постепенно разваливается на части. Я скажу так – оба фильма довольно хороши, но в «Официанте» очень высок порог вхождения. Это блюдо исключительно для гурманов. Зрителю, не привыкшему к «арт-хаусным штучкам», смотреть будет очень тяжело. Поэтому, с совсем незначительным отрывом, побеждает «Персонаж».

Оценки.
«Персонаж» — 6,5 из 10.
«Официант» — 6 из 10.

"- дерево ведь не думает, что оно дерево.»© Персонаж.

Califone — Bottles & Bones (Shade & Sympathy)

Обсудить у себя 2
Комментарии (5)

Хорошая песня.

аааа… супер просто!!! спасибо) получила истинное удовольствие от прочтении рецензии...

«Персонаж» я люблю давно и пересматривала несколько раз, а вот «Официанта» открыла совсем недавно) фильмы конечно не на высоте, но они мне запомнились и полюбились...

вообще мне нравится эта тема — кто-то пишет о нас книгу)

«Персонаж» еще очень впечатлил меня сценой, когда главный герой читает книгу о себе и соглашается с окончанием, придуманным автором… очень интересно, ведь может быть если бы мы могли вот так прочитать книгу своей жизни, возможно так же беропотно согласились с ожидающим нас финалом!

«Официант» — очень необычное кино, к тому же НЕ голливудское (устала от американщины в последнее время)… ты прав, смотрится оно не так легко, как «Персонаж», но все таки есть в нем неповторимое очарование и конец порадовал!

Для себя я все таки отметила, что «Персонаж» я могу пересматривать несколько раз, а «Официант» — врдя ли когда нибудь еще достану с полки...

Мне кажется, это примеры того, когда идея слишком сложна для реализации в кино)

Смотрела только персонажа с друзьями. Согласна с его оцениванием полностью. А вот официанта, наверное, смотреть не буду… гляну трейлер и решу.

ни одного из них не видела. спасибо.

пы.сы.: список к просмотру все растет((

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: